В первую очередь мы дышим для того, чтобы усваивать кислород – но у этого жизненного ритма могут быть и другие функции. За последние несколько лет ряд исследований показал, что дыхание влияет на нервные процессы, включая обработку стимулов и процессы памяти. Исследователи LMU под руководством доктора Томаса Шрайнера, руководителя младшей исследовательской группы Эмми Нётер на факультете психологии, в сотрудничестве с коллегами из Института человеческого развития Макса Планка в Берлине и Оксфордского университета проанализировали, как дыхание влияет на извлечение ранее изученных материалов, и зафиксировали, что происходит в мозгу во время этого процесса.
В ходе эксперимента 18 участников научились ассоциировать 120 изображений с определенными словами. Затем участников попросили вспомнить эти ассоциации, а затем снова вспомнить их после двухчасового дневного сна. Пока это происходило, исследователи записывали их дыхание, а также активность мозга с помощью ЭЭГ.
Ритм дыхания помогает в многоэтапном процессе запоминания
Результаты исследования, опубликованные теперь в Журнале нейробиологии, показывают, что участники лучше запоминали слова и соответствующие изображения, когда сигналы-напоминания предъявлялись во время или непосредственно перед вдохом. «Однако на ЭЭГ становится очевидным, что фактическое восстановление памяти имеет тенденцию происходить во время последующего выдоха», — сообщает Шрайнер. «Таким образом, наши данные указывают на своего рода функциональную бифуркацию: вдох — благоприятный момент для получения сигнала-напоминания, а выдох — благоприятный момент для фактической реконструкции памяти в мозгу». Это показывает, что дыхательный ритм формирует временное взаимодействие восприятия и эффективного запоминания.
В записях ЭЭГ исследователи обнаружили два характерных признака успешного запоминания, которые позволяют лучше понять основные нейронные паттерны: одним из них было ослабление определенных мозговых волн, точнее, альфа- и бета-активности. Это говорит о том, что мозг может активировать память и сильнее сосредоточиться на поиске информации. Вторая сигнатура состояла из так называемых реактиваций памяти. При успешном запоминании здесь вновь проявлялись те же нейронные паттерны, которые были активны во время обучения.
В эксперименте участники полностью концентрировались на задаче запоминания, сохраняя при этом свой естественный дыхательный ритм. «Чтобы выяснить, можно ли извлечь из наших результатов полезные повседневные стратегии, нам потребуются исследования с целенаправленными манипуляциями с дыханием», — говорит первый автор Эстебан Буллон Таррасо. Он также отмечает необходимость дополнительных исследований старых воспоминаний. «Однако лежащие в основе механизмы предполагают, что дыхание также играет здесь роль».
Могут существовать индивидуальные различия в степени, в которой процессы мозга, связанные с памятью, синхронизируются с дыханием. Исследователи обнаружили различия в степени между участниками, из чего пришли к выводу, что у одних людей дыхание более эффективно связано с нервными процессами, чем у других. А если мозг и дыхание взаимодействуют лучше, то и запоминание, по-видимому, работает лучше: «Дыхание является естественным водителем ритма процессов памяти, подчеркивая, насколько тесно взаимодействуют наши тело и мозг».

14:00







