меню

Разговор может незаметно нарушить визуальные основы вождения.

27 декабря 2025 time 06:00         раздел: Бизнес и Красота
Новое исследование Университета здравоохранения Фудзита показывает, что разговор может незначительно задерживать способность глаз обнаруживать и стабилизировать визуальную информацию. В
  • РАЗМЕР ШРИФТА
  • просмотровсегодня: 13 всего: 13
  • комментариев: 0добавить коментарий

Новое исследование Университета здравоохранения Фудзита показывает, что разговор может незначительно задерживать способность глаз обнаруживать и стабилизировать визуальную информацию. В экспериментах, сравнивающих условия разговора, прослушивания и контроля, только разговор приводил к замедлению реакции, движения и фиксации во время задач с быстрым движением глаз. Поскольку вождение во многом зависит от быстрого перемещения взгляда, эти задержки могут ухудшить обнаружение опасности и замедлить физические реакции. Результаты подчеркивают скрытые риски, связанные с разговором за рулем.

Разговор за рулем широко известен как основной источник отвлечения внимания, но конкретные способы, которыми разговор мешает самым ранним этапам визуальной обработки, остаются в значительной степени неясными. Хотя предыдущие исследования показали, что когнитивное отвлечение может замедлить торможение или снизить ситуационную осведомленность, вопрос о том, нарушает ли разговор основные процессы взгляда, которые предшествуют физическим реакциям, остался без ответа.

Теперь исследователи из Университета здоровья Фудзита продемонстрировали, что разговор вызывает достаточно сильную когнитивную нагрузку, чтобы задержать основные реакции движения глаз, что потенциально влияет на быструю зрительную оценку, необходимую для безопасного вождения. В исследовании, проведенном доцентом Синтаро Уэхара и его командой, в том числе г-ном Такуя Судзуки и профессором Такаджи Судзуки, опубликованном в Интернете 6 октября 2025 года в PLOS ONE, изучалось, как разговор меняет временную динамику поведения взгляда.

Поведение взгляда особенно важно, поскольку примерно 90 % информации, используемой при вождении, усваивается визуально. Любая задержка в начале или завершении движений глаз может привести к замедлению распознавания опасностей, снижению точности визуального сканирования и задержке двигательных реакций. "Мы исследовали, зависит ли влияние когнитивной нагрузки, связанной с разговором, на поведение взгляда в зависимости от направления движения глаз", объясняет доктор Уэхара.

Чтобы выяснить это, исследователи попросили 30 здоровых взрослых выполнить задачи по быстрому центральному движению глаз в трех различных условиях: разговор, слушание и контроль без выполнения задач. Участникам было предложено как можно быстрее и точнее смотреть на периферийную визуальную цель, представленную в одном из восьми направлений. В режиме разговора участники отвечали на общие знания и эпизодические вопросы, адаптированные из шкалы интеллекта взрослых Векслера и дополнительных индивидуальных подсказок. В режиме прослушивания участники слушали отрывки из японского романа Я кот. Порядок условий был рандомизирован в течение трех отдельных дней. У всех участников разговор вызывал явные и последовательные задержки в трех ключевых временных компонентах поведения взгляда: время, необходимое для начала движения глаз после появления цели (время реакции), время, необходимое для достижения цели (время движения), и время, необходимое для стабилизации взгляда на цели (время корректировки). Ни один из этих эффектов не наблюдался в условиях прослушивания или контроля, что позволяет предположить, что акт разговора и когнитивные усилия, необходимые для поиска и получения вербальных ответов, создают значимое вмешательство в механизмы контроля взгляда.

Эти задержки кажутся небольшими по отдельности, но во время вождения они могут накапливаться, приводя к более медленному обнаружению опасностей и задержке начала физических реакций. Даже разговоры без помощи рук могут создать достаточно сильную когнитивную нагрузку, которая помешает нервным процессам, которые инициируют и направляют движения глаз. Поскольку водителям часто приходится смотреть вниз на пешеходов, мусор или объекты на дороге, эти задержки подчеркивают широкие риски разговора во время вождения, требующего зрительных усилий.

Авторы отмечают, что их результаты не означают, что разговор является единственной или доминирующей причиной замедления физических реакций за рулем. На качество вождения влияют многочисленные когнитивные и перцептивные факторы, включая слепоту по невнимательности, рассеянное внимание и более широкие помехи, которые возникают, когда мозг вынужден выполнять две сложные задачи одновременно. Тем не менее, исследование показывает, что разговор приводит к задержкам на самой ранней стадии визуальной обработки, предшествующей распознаванию, принятию решений или физическому действию, а это означает, что он может незаметно подорвать эффективность вождения способами, которые не сразу очевидны для самих водителей. "Эти результаты показывают, что когнитивные потребности, связанные с разговором, влияют на нервные механизмы, ответственные за инициирование и контроль движений глаз, которые представляют собой критический первый этап зрительно-моторной обработки во время вождения", заключает доктор Уэхара.

Эти открытия имеют важное значение для общественной безопасности. Понимая, что когнитивные усилия, связанные с разговором, могут ухудшить точность и синхронность взгляда, водители могут стать более внимательными к тому, когда и как они предпочитают разговаривать во время вождения. Со временем эти знания могут способствовать более безопасному вождению, информировать системы обучения водителей, вдохновлять на улучшение дизайна интерфейса транспортных средств и служить руководством для политиков при формировании будущих рекомендаций по устранению когнитивных отвлечений.



Главная выбранная вами новость Новости выбранная вами новость Бизнес и Красота выбранная вами новость
Разговор может незаметно нарушить визуальные основы вождения.


Комментарии
close

Добавить комментарий





максимум 1000 символов



Другие новости бизнеса и экономики

ещё 7 новостей
more
Реклама
самое популярное сегодня
Опрос

результаты опроса

Посмотреть все голосования