Самоповреждения – это намеренное причинение вреда собственному телу как механизм преодоления эмоционального стресса. Оно проявляется во многих формах и имеет серьезные последствия не только для физического, но и психического здоровья. Членовредительство среди подростков становится серьезной общественной проблемой. Это чаще встречается в подростковом возрасте, чем в любой другой возрастной группе, и опыт членовредительства в подростковом возрасте может увеличить вероятность повторного членовредительства, риск самоубийства, употребления психоактивных веществ во взрослом возрасте и долгосрочных проблем с психическим здоровьем.
Среди различных факторов риска было показано, что стиль воспитания оказывает значительное влияние на членовредительство у молодых людей. Важно отметить, что именно восприятие подростками восприятия родительских обязанностей формирует их эмоциональные переживания и то, как они реагируют на стресс. Предыдущие исследования показывают, что, когда подростки воспринимают родительские обязанности как негативные, они с большей вероятностью будут заниматься членовредительством. Однако относительно мало исследований изучали, как различные стили воспитания связаны с членовредительством у подростков. Кроме того, поскольку отношения между родителями и детьми также различаются в разных культурах, важно изучить эти закономерности в конкретных социокультурных контекстах.
Чтобы устранить этот пробел, исследовательская группа под руководством профессора Мён Сук Юна и доцента Кю-Хён Чжон из факультета социального обеспечения Национального университета Чонбук, Республика Корея, определила типы стилей воспитания, воспринимаемые учащимися средних и старших классов в Южной Корее, и то, как эти стили связаны с возникновением членовредительства. Их исследование было доступно онлайн 31 июля 2025 года и опубликовано в томе 259 журнала Acta Psychologica 1 сентября 2025 года.
"Наше исследование вышло за рамки простого выявления различий между хорошим и плохим воспитанием детей. Мы разделили воспитание на три различных, основанных на фактических данных стилях воспитания, научно прояснивших связь между динамикой воспитания и подростковым самоповреждением", говорит Профессор Юн.
Исследователи проанализировали данные исследования психического здоровья подростков 2021 года, проведенного Корейским институтом молодежной политики. Набор данных включал 3940 участников, включая учащихся средних школ в возрасте 12–14 лет и старшеклассников в возрасте 15–17 лет. Они использовали корейскую версию опросника «Родители как социальный контекст для подростков» для измерения стилей воспитания.
Результаты показали, что 24,9% учащихся средних и старших классов сталкивались с членовредительством. Примечательно, что учащиеся средних школ чаще проявляли такое поведение, чем старшеклассники.
Используя анализ скрытого профиля, команда определила три стиля воспитания, воспринимаемые участниками: негативный стиль воспитания, средний стиль воспитания и позитивный стиль воспитания. В группе отрицательного воспитания наблюдались уровни негативных факторов, таких как отвержение, принуждение и непоследовательность, выше среднего, тогда как в группе среднего воспитания наблюдались средние уровни как положительных, так и отрицательных факторов. Позитивный стиль воспитания, составляющий наибольшую долю, демонстрировал более высокий, чем средний уровень тепла, поддержки автономии и структурированного обеспечения. Анализ показал, что подростки из группы негативного воспитания были наиболее склонны к членовредительству, тогда как подростки из группы позитивного воспитания были наименее склонны к членовредительству. Другими словами, позитивное воспитание может защитить подростков от членовредительства.
"Эти результаты показывают, что, когда родители проявляют теплоту, уважают самостоятельность своего ребенка и обеспечивают разумную структуру выбора и решений, риск членовредительства снижается", отмечает доктор Чон. "Кроме того, эти результаты подчеркивают необходимость индивидуальных образовательных программ, призванных помочь родителям укрепить позитивную родительскую практику. А в тех случаях, когда родители не знают или не решаются обратиться за помощью, междисциплинарное вмешательство со стороны школ, консультационных центров и национальных учреждений может стать важной системой безопасности", - заключает доктор Чон.

15:00







